САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и
качество
Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. Саламанская декларация о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
Предисловие
Более трехсот участников, представляющих 92 правителъства и 25 международных
организаций, собрались в Саламанке, Испания, с 1 по 10 июня 1994 г. в целях содействия
достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые
необходимо осуществить в области основных направлений политики, требуемых для
поощрения подхода, заключающегося в инклюзивном образовании, а именно:
обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с
особыми образовательными потребностями. В работе Конференции, организованной
правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО, приняли участие
высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами образования,
администраторы, руководители и специалисты, а также представители Организации
Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных
правительственных организаций, неправительственных организаций и учрежденийдоноров. Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки
действий. Эти документы базируются на принципе включения путем признания
необходимости действовать в направлении создания "Школ для всех", - учреждений,
которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и
соответствуют индивидуальным потребностям. Эти Школы обеспечивают важный вклад в
обеспечение целей образования для всех и повышение эффективности школ с точки
зрения преподавания.
Трудно добиться успеха, если рассматривать изолированно образование для лиц с
особыми потребностями, поскольку этот вопрос в равной степени актуален как в странах
Севера, так и в странах Юга. Это образование должно быть составной частью
педагогической стратегии и, несомненно, новой социальной и экономической политики.
Для этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных
заведений.
Эти документы отражают выработанный всеми странами мира консенсус, касающийся
будущих направлений развития образования для лиц с особыми потребностями.
ЮНЕСКО гордится тем, что она приняла участие в работе этой Конференции, и разделяет
важные выводы, которые были сделаны на ней. Всем заинтересованным лицам и
организациям теперь необходимо принять этот вызов и действовать таким образом, чтобы
образование для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых
и наиболее нуждающихся в нем. Будущее не предопределено, однако оно зависит от
наших ценностей, воззрений и действий. Успех нашей будущей деятельности будет
зависеть не только от того, что мы делаем, но и от того, чего нам удастся достигнуть.
Я выражаю надежду, что все те, кто ознакомится с этим документом, будут
способствовать претворению в жизнь рекомендаций Саламанкской конференции в своих
соответствующих областях деятельности.
Федерико Майор
Декларация
Вновь заявляя о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно
зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и вновь подтверждая
обязательство всемирного сообщества на Всемирной конференции по образованию для
всех 1990 года обеспечить это право для всех несмотря на индивидуальные различия,
вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных Наций, в
результате которых в 1993 году были приняты Стандартные правила Организации
Объединенных Наций обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых к
государствам обращается призыв обеспечить положение, при котором образование
инвалидов являлось бы неотъемлемой частью системы образования,
отмечая с удовлетворением более активное участие правительств, групп сторонников,
общинных и родительских групп, а также в особенности организаций лиц с физическими
и умственными недостатками, стремящихся улучшить доступ к образованию для
большинства по-прежнему неохваченных лиц с особыми образовательными
потребностями; и признавая в качестве свидетельства такой приверженности активное
участие высокопоставленных представителей многочисленных правительств,
специализированных учреждений и межправительственных организаций в этой
Всемирной конференции,
1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями,
представляющие 92 правительства и 25 международных организаций, собравшиеся здесь в
Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу
приверженность образованию для всех, признаем необходимость и безотлагательность
обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными
потребностями в рамках обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки
действий по образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и
организации могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций
2.Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность
получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные
потребности,
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные
программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих
особенностей и потребностей,
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ
к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе
педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью
удовлетворения этих потребностей,
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее
эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания
благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения
образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для
большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность
системы образования.
3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:
уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий
приоритет совершенствованию их систем образования, что позволило бы им охватить
всех детей, несмотря на индивидуальные различия или трудности,
принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного
образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если
только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,
разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами,
имеющими опыт в области инклюзивных школ,
создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области
планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для детей и
взрослых с особыми образовательными потребностями,
поощрять и облегчать участие родителей, общим и организаций лиц с физическими
и умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений,
касающихся удовлетворения специальных образовательных потребностей,
прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного
выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также профессиональных
аспектов инклюзивного образования,
обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ
подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от
работы, предусматривалось обеспечение образования лиц с особыми потребностями в
инклюзивных школах.
4. Мы призываем также международное сообщество, в частности:
правительства, имеющие международные программы сотрудничества и
международные финансирующие учреждения, в особенности спонсоров Всемирной
конференции по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд
Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развития Организации
Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный Банк:
одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах, а также
оказать поддержку развитию образования лиц с особыми потребностями в качестве
неотъемлемой части всех образовательных программ;
Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, в
частности Международное бюро труда (МБТ), Всемирную организацию здравоохранения
(ВОЗ), ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ:
увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить свое
сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной поддержки более
широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с особыми потребностями;
неправительственные организации, занимающиеся вопросами программирования и
оказания услуг на уровне стран:
укрепить их сотрудничество с официальными национальными органами и
активизировать свое растущее участие в планировании, выполнении и оценке
инклюзивного обеспечения образования для лиц с особыми потребностями;
ЮНЕСКО, в качестве учреждения Организации Объединенных Наций,
занимающегося вопросами образования:
обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями включалось во все
виды обсуждения, связанные с образованием для всех на различных форумах,
мобилизовать поддержку организаций преподавателей в вопросах, связанных с
укреплением образования учителей в том, что касается обеспечения образования для лиц с
особыми потребностями,
поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных исследований и
создания сетей, а также создать региональные центры информации и документации;
наряду с этим служить в качестве центра обмена информацией для таких мероприятий и
для распространения конкретных результатов и опыта, полученных на уровне стран во
исполнение этой Декларации,
мобилизовать средства путем создания в рамках своего будущего Среднесрочного
плана (1996-2002 гг.) расширенной программы для инклюзивных школ и программ
оказания поддержки общинам, которые позволили бы приступить к осуществлению
опытно-показательных проектов, демонстрирующих новые подходы к распространению, а
также разрабатывать показатели, касающиеся потребностей в образовании для лиц с
особыми потребностями и его обеспечения.
5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность правительству Испании и
ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы призываем их приложить все усилия для
того, чтобы обратить внимание всемирного сообщества на эту Декларацию и
сопровождающие ее Рамки действий, в особенности на таких важных форумах, как
Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген,
1995 г.) и Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.).
Принята путем аккламации, в Саламанке, Испания,
10 июня 1994 г.