МАОУ "Гимназия №31"
г. Саратов
  • Доступная среда

    САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
    Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и
    качество
    Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. Саламанская декларация о принципах, политике и
    практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
    Предисловие
    Более трехсот участников, представляющих 92 правителъства и 25 международных
    организаций, собрались в Саламанке, Испания, с 1 по 10 июня 1994 г. в целях содействия
    достижению целей образования для всех и рассмотрения тех изменений, которые
    необходимо осуществить в области основных направлений политики, требуемых для
    поощрения подхода, заключающегося в инклюзивном образовании, а именно:
    обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с
    особыми образовательными потребностями. В работе Конференции, организованной
    правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО, приняли участие
    высокопоставленные должностные лица, занимающиеся вопросами образования,
    администраторы, руководители и специалисты, а также представители Организации
    Объединенных Наций и специализированных учреждений, других международных
    правительственных организаций, неправительственных организаций и учрежденийдоноров. Конференция приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и
    практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки
    действий. Эти документы базируются на принципе включения путем признания
    необходимости действовать в направлении создания "Школ для всех", - учреждений,
    которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и
    соответствуют индивидуальным потребностям. Эти Школы обеспечивают важный вклад в
    обеспечение целей образования для всех и повышение эффективности школ с точки
    зрения преподавания.
    Трудно добиться успеха, если рассматривать изолированно образование для лиц с
    особыми потребностями, поскольку этот вопрос в равной степени актуален как в странах
    Севера, так и в странах Юга. Это образование должно быть составной частью
    педагогической стратегии и, несомненно, новой социальной и экономической политики.
    Для этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных
    заведений.
    Эти документы отражают выработанный всеми странами мира консенсус, касающийся
    будущих направлений развития образования для лиц с особыми потребностями.
    ЮНЕСКО гордится тем, что она приняла участие в работе этой Конференции, и разделяет
    важные выводы, которые были сделаны на ней. Всем заинтересованным лицам и
    организациям теперь необходимо принять этот вызов и действовать таким образом, чтобы
    образование для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых
    и наиболее нуждающихся в нем. Будущее не предопределено, однако оно зависит от
    наших ценностей, воззрений и действий. Успех нашей будущей деятельности будет
    зависеть не только от того, что мы делаем, но и от того, чего нам удастся достигнуть.
    Я выражаю надежду, что все те, кто ознакомится с этим документом, будут
    способствовать претворению в жизнь рекомендаций Саламанкской конференции в своих
    соответствующих областях деятельности.
    Федерико Майор
    Декларация
    Вновь заявляя о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно
    зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и вновь подтверждая
    обязательство всемирного сообщества на Всемирной конференции по образованию для
    всех 1990 года обеспечить это право для всех несмотря на индивидуальные различия,
    вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных Наций, в
    результате которых в 1993 году были приняты Стандартные правила Организации
    Объединенных Наций обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых к
    государствам обращается призыв обеспечить положение, при котором образование
    инвалидов являлось бы неотъемлемой частью системы образования,
    отмечая с удовлетворением более активное участие правительств, групп сторонников,
    общинных и родительских групп, а также в особенности организаций лиц с физическими
    и умственными недостатками, стремящихся улучшить доступ к образованию для
    большинства по-прежнему неохваченных лиц с особыми образовательными
    потребностями; и признавая в качестве свидетельства такой приверженности активное
    участие высокопоставленных представителей многочисленных правительств,
    специализированных учреждений и межправительственных организаций в этой
    Всемирной конференции,
    1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями,
    представляющие 92 правительства и 25 международных организаций, собравшиеся здесь в
    Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу
    приверженность образованию для всех, признаем необходимость и безотлагательность
    обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными
    потребностями в рамках обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки
    действий по образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и
    организации могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций
    2.Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
    каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность
    получать и поддерживать приемлемый уровень знаний,
     каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные
    потребности,
     необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные
    программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих
    особенностей и потребностей,
     лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ
    к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе
    педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью
    удовлетворения этих потребностей,
     обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее
    эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания
    благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения
    образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для
    большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность
    системы образования.
    3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:
     уделить с точки зрения политики и бюджетных ассигнований самый высокий
    приоритет совершенствованию их систем образования, что позволило бы им охватить
    всех детей, несмотря на индивидуальные различия или трудности,
     принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного
    образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если
    только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе,
     разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами,
    имеющими опыт в области инклюзивных школ,
     создать механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области
    планирования, мониторинга и оценки предоставляемого образования для детей и
    взрослых с особыми образовательными потребностями,
     поощрять и облегчать участие родителей, общим и организаций лиц с физическими
    и умственными недостатками в процессах планирования и принятия решений,
    касающихся удовлетворения специальных образовательных потребностей,
     прилагать больше усилий к разработке стратегий, касающихся заблаговременного
    выявления таких потребностей и принятия конкретных мер, а также профессиональных
    аспектов инклюзивного образования,
     обеспечить, чтобы на основе систематического обмена в рамках программ
    подготовки учителей, как дослужебной подготовки, так и подготовки без отрыва от
    работы, предусматривалось обеспечение образования лиц с особыми потребностями в
    инклюзивных школах.
    4. Мы призываем также международное сообщество, в частности:
     правительства, имеющие международные программы сотрудничества и
    международные финансирующие учреждения, в особенности спонсоров Всемирной
    конференции по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Детский фонд
    Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Программу развития Организации
    Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный Банк:
     одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах, а также
    оказать поддержку развитию образования лиц с особыми потребностями в качестве
    неотъемлемой части всех образовательных программ;
     Организацию Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, в
    частности Международное бюро труда (МБТ), Всемирную организацию здравоохранения
    (ВОЗ), ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ:
     увеличить их вклад в техническое сотрудничество, а также укрепить свое
    сотрудничество и создание сетей для оказания более эффективной поддержки более
    широкому и комплексному обеспечению образования для лиц с особыми потребностями;
     неправительственные организации, занимающиеся вопросами программирования и
    оказания услуг на уровне стран:
     укрепить их сотрудничество с официальными национальными органами и
    активизировать свое растущее участие в планировании, выполнении и оценке
    инклюзивного обеспечения образования для лиц с особыми потребностями;
     ЮНЕСКО, в качестве учреждения Организации Объединенных Наций,
    занимающегося вопросами образования:
     обеспечить, чтобы образование лиц с особыми потребностями включалось во все
    виды обсуждения, связанные с образованием для всех на различных форумах,
     мобилизовать поддержку организаций преподавателей в вопросах, связанных с
    укреплением образования учителей в том, что касается обеспечения образования для лиц с
    особыми потребностями,
     поощрять академическое сообщество в плане укрепления научных исследований и
    создания сетей, а также создать региональные центры информации и документации;
    наряду с этим служить в качестве центра обмена информацией для таких мероприятий и
    для распространения конкретных результатов и опыта, полученных на уровне стран во
    исполнение этой Декларации,
     мобилизовать средства путем создания в рамках своего будущего Среднесрочного
    плана (1996-2002 гг.) расширенной программы для инклюзивных школ и программ
    оказания поддержки общинам, которые позволили бы приступить к осуществлению
    опытно-показательных проектов, демонстрирующих новые подходы к распространению, а
    также разрабатывать показатели, касающиеся потребностей в образовании для лиц с
    особыми потребностями и его обеспечения.
    5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность правительству Испании и
    ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы призываем их приложить все усилия для
    того, чтобы обратить внимание всемирного сообщества на эту Декларацию и
    сопровождающие ее Рамки действий, в особенности на таких важных форумах, как
    Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген,
    1995 г.) и Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.).
    Принята путем аккламации, в Саламанке, Испания,
    10 июня 1994 г.

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie